Monday, February 27, 2006

 

#21 - Зачем Свиньям Бисер


"Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами..."


Часто приходится слышать такую фразу. Как правило - только первую её часть.

(Нет-нет, не подумайте чего плохого, никакой связи с Сепулькарием и его Аудиторией, исключительно... лингвистика. И немного философии. Как всегда.)

Казалось бы, всё просто. Выражаясь по-восточному витиевато: не расточайте свет мудрости своей пред теми, кто ей не внимет, ибо внять не рождён (априори). Иначе говоря, даже не пытайтесь описать всю прелесть полёта рождённым ползать. Только покрутят пальцем у виска (или что там у них, у гадов ползучих?), и поползут себе дальше.

Всё ясно? Всё. Вопросы есть? Вопросов... таааак, опять у рядового КОТа вопросы? Целых три?!?! Ну???

1. Почему свиньи?
2. Почему бисер?
3. А так ли уж это, действительно, плохо?

Отлично. Рядовой КОТ - 20 раз упал-отжался, и до завтра на кухню.
Остальные - слушайте, и не говорите, что не слышали!


1. Почему свиньи?

Действительно, а почему?
Ведь, если верить непроверенным (но принятым - местами - на Веру) источникам, сказана сия фраза была неким, условно говоря, Иешуа Га-Ноцри... Дело, если кто не в курсе сюжета, происходило в Иудее, где свиньи... гхм, мягко говоря, не приветствовались. Откуда же такие познания о типологической реакции сих парнокопытных на стимул "бисер"?

Моё предположение - что в отчётный период на территории провинции Иудея проживали не только представители коренного населения, но и многочисленные оккупанты - лица римской национальности. А возможно, ещё и некоторое количество гастарбайтеров из ближнего зарубежья... И Sus Domestica, вполне вероятно, разводили именно они. И, надо думать, во вполне товарных количествах.
Ведь нашёл же (опять же, основываясь на непроверенной информации) некто Левий Матфей открытую хлебную лавку в Иерусалиме в разгар праздника Песах!

Ау, историки! Есть идеи???


2. Почему бисер?

Ну, ладно. Свиньи. Предположим...
Но кому, скажите на милость, придёт в голову абсурдная идея метать перед ними хоть что-нибудь, кроме еды? Уж бисер-то с едой, вроде, не спутаешь... Ведь что такое бисер?

Различной формы мелкие разноцветные стеклянн. или металлич. зерна со сквозн. отверстиями для вышивания, отделки женск. костюмов и пр.

Ну? И при чём тут свиньи? Или бисер был чем-то особо ценным? Тоже вряд ли... Конечно, едва ли каждая семья могла позволить себе накупить бисера на украшение одежды - но и не был он, скорее всего, синонимом чего-нибудь особо ценного и супер-дорогого!

Может, раньше бисером называли что-то другое? О! Уже теплее...

Незаменимый Фасмер:
Слово: бисер,
Ближайшая этимология: др.-русск., русск.-цслав. бисьръ, начиная с Остром., укр. бисер, ст.-слав. бисьръ "жемчуг". В русск. пришло из цслав. Соответствует народн. жемчуг. Заимств. через тюрк. *bu:sr из араб. busra "поддельный жемчуг, стеклярус".

По-немецки, кстати, бисер - Glasperlen, "стеклянные жемчужины"!

Ну и, чтобы расставить все точки (над чем их там нехватает): по-английски исходная фраза звучит как "to cast pearls before swine".

Так что утатить от свиней предлагалось вовсе не бижутерию, а жемчуг.

Раз уж заговорили о нём...

Фасмер
Слово: жемчуг,
Ближайшая этимология: диал. земчуг, укр. жемчуг, женчуг, блр. жемчуг, др. русск. женчугъ; впервые жьнчугъ в 1161 г. в надписи Ефрос. Полоцкой; также у Кирилла Туровск. Формы на з- Аппель (РФВ 3, 87) пытается объяснить народноэтимологическим влиянием слова земля.
Дальнейшая этимология:
Специфически вост.-слав. слово, восходящее к др.-тюрк. jencu: 1) "жемчуг", 2) название Сыр-Дарьи, чагат. jendјu:, вероятно, кит. происхождения. Ближайшим источником русск. слова могло быть др.-чув. (волжско-булг.) *ѕinѕu: (откуда и венг. gyngy "жемчуг"; ср. уйг. jinѕu:, jnѕu:, тур., азерб. indјi. Уединенно стоит др.-русск. инчи "жемчуг" (Афан. Никит.) - из тур., азерб. indјi.
Вот жемчуг, пожалуй, действительно было бы плохой идеей разбрасывать перед свиньями. Всё ещё непонятно, кому и зачем это могло бы понадобиться... Но, в любом случае, зрительские массы бы такого жеста не поняли. Или?...


3. А так ли уж это, действительно, плохо?

А расскажу-ка я вам, детки, сказку...

Про одно тридевятое царство, вымышленное государство...
Были в той дивной стране земли дикие, пустынные, буйными варварами населённые, куда законопослушные старшие и средние братья носу не казали... Во избежание, знаете ли.
Но были в той земле и младшенькие, Иванушки-дурачки (ну конечно же, дурачки, разве может зрелому мужу с государственным мышлением прийти в голову ТАКОЕ...). И вот решили те Иванушки, что если каждый из них вложит в земли те каменистые по жемчужине души своей, то нарастёт вокруг перламутр радужный, и станет течь молоком и мёдом безвидное и пустое нагорье... И заживётся лучше и старшим братьям, и даже средним... В сказках ведь и не такое бывает, правда?
Старшие братья сказали: "Ну, пусть потешатся. Мы ведь и сами когда-то такими были... Хотя нас и тут, в родном хлеве, неплохо кормят..."
Средние только плечами пожали: "Хрю-хрю! Что с них, дурачков, возьмёшь..." (самые проницательные среди вас, мальчики и девочки, уже наверняка догадались, что это были поросята Нюх-Нюх и Нах-Нах!)
Ну, а младшие... Младшие встали и пошли... Долго ли, коротко ли, но дивные оазисы расцвели посреди пустыни, сверкая всеми цветами радуги. Каждая жемчужина создавала вокруг себя кусочек Эдема...
Варвары, правда, мешали им всячески - но Иванушки хоронили потухшие жемчужины, и продолжали дальше, видя в воображении своём дивный сад, от Реки и до Моря... В котором нашлось бы место и для Ням-Намов, и для Нах-Нахов, и даже для Нюх-Нюхов.

Жили они так, душа в душу, тридцать лет и три года...
Пока не взошёл на царство царь хитрый, возомнивший себя Верховным Демокрархом. То-есть Самым Главным Демократом среди всех демократов.
И объявил он, что было ему Откровение. И огласили его верные клевреты, Дальновизор, Дальнослух и Сквернопис, что открылось ему, что ежели младшие Иванушки уйдут с варварских земель, то и варвары прекратят свои набеги на Метрополию, и наступят всеобщие мир, дружба и благорастворение воздусей... Новый Ближний Порядок, в общем.

Средние сыновья, как всегда, пожали, по своему обыкновению, плечами, и равнодушно хрюкнули в своём Хлеве-на-Весеннем-Холме.
Старших удалось привести к повиновению где хитростью, где обманом, где подкупом, а где и силой...
Дальновизор, Дальнослух и Сквернопис принялись называть младшеньких "они" (то-есть, как бы, уже не и часть "нас"), и смешивать их с грязью. Иванушкам, конечно, к грязи было не привыкать, но Нах-Наху и особенно Нюх-Нюху это очень понравилось, и они принялись кидать в Иванушек и своим гуано тоже...

Как вы думаете, детки, что было дальше?
Что? В сказках, говорите, Добро всегда побеждает? Ну... Скажем, у нас особенная сказка. Ги-по-те-ти-чес-ка-я.
В ней, к сожалению, пришли дружины Демокрарха, повыковыривали жемчужины и выбросили их на свалку на заднем дворе... А перламутровые оазисы раздавили в мелкую крошку Чудо-Юдо-Рыбами под заморским названием "Бульдозер"... На радость варварам, которые, как оказалось, об Откровении Демокрарха и слыхом не слыхивали. У них, детки, свои Откровения. В которых, что характерно, даже Хлев-на-Весеннем-Холме видится в руинах, быльём поросших...

Тут и сказке конец... И не только сказке, пожалуй. Одно несомненно: кто слушал - молодец!

Что? Вы спрашиваете, что было дальше? Нет, детишки, уже поздно, пора тушить свет...
Ну ладно, ладно, расскажу, так и быть. А то ещё страшные сны сниться будут...

Нет, счастливо (как это обычно бывает в сказках) после этого не зажил никто. Ни Нах-Нах, ни Нюх-Нюх. Ни Иванушки, которые теперь не знают, стоит ли дальше сеять жемчуг своей души перед Нах-Нахами и Нюх-Нюхами. Ни Демокрарх, который, видимо, надкусил невесть чем удобренное яблоко, и заснул волшебным сном. Ни даже варвары, которые (по своему варварскому обычаю) продолжили грызться между собой. Ни гипотетическое тридевятое царство - вымышленное государство.

А теперь, девочки и мальчики, скажите-ка мне: хорошо это или плохо - сеять жемчуг перед свиньями?
Я? Честно? Я не знаю. С одной стороны, свиньи всегда пойдут за Демокрархами. Особенно, если у них убедительные Откровения. Но с другой... С другой стороны, если не пытаться, то свиньи так навсегда и останутся свиньями; а мы никогда и не узнаем: а вдруг... а что, если?.. Может, если приучить их радоваться радужному сиянию, то они со временем и порастеряют своего свинства... И станут людьми?

Я не знаю. А вы?

КОТ


PS "Перламутр", кстати - это "mother of pearl", "мать жемчуга", если кто ещё не догадался...

Comments:
Вообще, если задуматься, получается странно. Иешуа призывает не метать этот самый бисер-жемчуг перед свиньями, т.е фактически не проповедовать тем, кто этого понять не способен. Но как заранее определить, способен или нет? всегда ли можно это определить?

Многие христианские проповедники годами и десятилетиями несли христианство в варварские массы (в средневековой Европе, позже - в Азии, Америке, Африке). Конечно, кого-то крестили огнем и мечом, насильно, но многих туземцев действительно убеждали.

Так что это высказывание Христа, получается, не очень-то выполнялось его последователями...
 
Может и не в тему, но... вспомнилось хорошое выражение (производная n-ой степени от заголовка поста):

Не учите свинью петь, ибо:
1. это отнимает время
2. и это раздражает свинью
 
сказочка хороша
 
Post a Comment

<< Обратно...