Tuesday, January 31, 2006
#08 - О Русалках и Международных Отношениях
(Впервые опубликовано на Аваксе: http://www.avaxhome.ru/mics/2005/06/29/rusalka/#full. Текст слегка изменён и дополнен.)
От Моисея плавно перейдём к... русалкам.
Вы спросите, какая связь? Терпение... В самом скором времени всё прояснится ;-)

Итак, откуда же взялось слово "русалка" - да и кто они такие?
Версия Черных - Ягича:
Тем не менее, мне оне представляется неоднозначной - чтоб не сказать "притянутой за уши".
Дело в том, что просматривается "лёгкое" противоречие между упоминанием дохристианской веры в русалок, и латинским происхождением слова.
Неужели "неформальные" контакты славян с латинской культурой в ДОхристианский период были настолько тесными, что привели к заимствованию народных традиций?
Конечно, всё возможно - что мы знаем! - но верится с трудом...
Единственным логически непротиворечивым объяснением может быть предположение, что вера-то в русалок была в дохристианский период, но назывались они по-другому. Хотя, с чего бы это даже после крещения переименовывать объекты языческих верований?... Странно...
Короче, есть у кого-нибудь более солидные идеи, чем у упомянутых монстров этимологии? ;-)
Высказывайтесь...
КОТ
Избранные комментарии читателей, значительно обогащающие исходный текст:

От Моисея плавно перейдём к... русалкам.
Вы спросите, какая связь? Терпение... В самом скором времени всё прояснится ;-)

Итак, откуда же взялось слово "русалка" - да и кто они такие?
Версия Черных - Ягича:
Поскольку в русалок по народному поверью превращаются души девушек, женщин, детей, умерших неестественной смертью (например, самоубийц-утопленниц, как у Пушкина в "Русалке"), можно полагать, что вера в русалок у восточных славян в Древней Руси была связана по происхождению с дохристианским (языческим - поганым, хе-хе - прим. КОТа) праздником воскресающей природы и поминовением умерших, совпавшим после крещения Руси с пятидесятницей (50-й день по пасхе), духовым днём. Этот праздник, сопровождавшийся играми, носил у славян-язычников название русалия, известное в древне-русском языке с XI-XII вв.Версия интересная (теперь ясно, что обещаная связь с Моисеем - через праздник Пятидесятница, она же Шавуот, она же праздник дарования Торы?).
Сравните с болгарским РусАля, РусАлска Неделя - "неделя после спасова дня". Существительное русалия восходит к латинскому Rosalia - от Rosaria
(Dies rosae - "дни розы") - название весеннего праздника роз, во время которого приносили розы на могилы. Для сравнения - итальянское pasqua rosata -
"пятидесятница", "духов день". Не вполне ясно у (вместо ожидаемого о)
после р. Возможно, вследствие контаминации со словом русло. Есть версия, что
именно вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей
превратилась (в народном сознании) в водяное существо.
Тем не менее, мне оне представляется неоднозначной - чтоб не сказать "притянутой за уши".
Дело в том, что просматривается "лёгкое" противоречие между упоминанием дохристианской веры в русалок, и латинским происхождением слова.
Неужели "неформальные" контакты славян с латинской культурой в ДОхристианский период были настолько тесными, что привели к заимствованию народных традиций?
Конечно, всё возможно - что мы знаем! - но верится с трудом...
Единственным логически непротиворечивым объяснением может быть предположение, что вера-то в русалок была в дохристианский период, но назывались они по-другому. Хотя, с чего бы это даже после крещения переименовывать объекты языческих верований?... Странно...
Короче, есть у кого-нибудь более солидные идеи, чем у упомянутых монстров этимологии? ;-)
Высказывайтесь...
КОТ
Избранные комментарии читателей, значительно обогащающие исходный текст:
BartS Дата: 29-06-2005 / 10:18
Вилами (самовилами, дивами, самодивами) южные славяне называли мифических птиц-дев. Считалось, что они живут вдалеке от людей: у воды, в горах (у горных озер), на облаках. В фольклоре восточных славян слово "вила" не встpечается, но тем не менее часто упоминается в древнерусских источниках. В "Слове некоего христолюбца" сообщается о жертвах, приносимых вилам: "...мнят богинями, и тако покладывахуть им требы, и куны им pежют...".
Иногда в поучениях указывается количество вил - "30 сестриць" (реже 4 или 9). В древнерусских списках языческих божеств вил часто ставили pядом с Макошью (котоpая помимо всего прочего была богиней водной стихии). В древнерусском переводе 11 века греческой хроники Геоpгия Амартола античные сирены пpиpавниваются в специальной глоссе к славянским вилам: "яже и сирины, рекше вилы..."Болгарский этнограф начала 20 века так описывает вил (он также называет их "русалками") в своей книге: "Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и кpыльями. Они живут на краю света, а к нам прибывают лишь однажды в году - весною и в нужное вpемя орошают дождем хлебородные нивы.
Они выливают росу из рогов и хлеба начинают колоситься. От русалок зависит плодородие нив". Автор также сообщает, что вилы-русалки заботятся об опылении цветущих хлебных колосьев. Весьма знаменательно то, что болгарский этнограф отождествляет вил и русалок, которые у восточных славян также связывались с водой и во многих местах их местом обитания считались не реки, а лес и особенно поля, где они даровали нивам плодоpодие. На древнерусских колтах 11-13 вв. часто встpечаются изобpажения птиц с девичьими головами (точно так же выглядят греческие сирены), которые, по всей видимости, и есть изобpажения вил-русалок.
На обратной стороне колтов всегда изображались два рога для небесной воды (росы), которой русалки поливали поля.Однако образ вил - крылатых дев - в позднем фольклоре восточных славян почти не сохpанился, а pусалки благодаpя связи с водой стали пониматься в народе только как водные духи, живущие в реках и озеpах. Двойственность образа вилы-pусалки (девушка-птица и девушка-pыба) можно объяснить попыткой соотнесения их и с небесной влагой и с земной.
Б.А.Рыбаков выдвинул гипотезу, в которой он проводит этимологию слова "русалка" и "русалии" от слова "роса" (в древнерусском буквы "о" и "у" часто сменяли друг друга): вилы-pусалки выливают росу из рогов на поля (от коpня "роса" происходит слово "орошать"), в сербском фольклоре считается, что вилы pождаются от pосы.
KOT_HK Дата: 29-06-2005 / 11:15
BartS - интересно, спасибо! Эта версия (от "роса") мне кажется гораздо более правдоподобной, особенно в контексте "орошения" ;-)
Кипрень Дата: 29-06-2005 / 10:50
Русалка — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).
Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых;ср. варианты названий РУСАЛКИ в разных традициях: «навки», «мавки» (от навь — «души умерших»), «мертвушки». Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными.
Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали РУСАЛКАМИ.
Представления о внешнем виде РУСАЛКИ неоднородны.
В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что РУСАЛКА выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких РУСАЛКАХ рассказывали. что они «кудлатые как ведьмы», «горбатые и старые», «черные, заросшие шерстью», что у них «груди как каменья» или «железные цыцки»; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест. В южнорусских поверьях РУСАЛКИ характеризовались более нейтральными чертами, которые, однако, сохраняли
признаки потусторонней «нежити»: «РУСАЛКА в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»: «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде». В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.
О розах можно позабыть, если вспомнить, что название Розалия или Розамунда было только в зап. районах Русского Севера.
Взято с http://www.pagan.ru
SergOkok Дата: 29-06-2005 / 13:11ИЗ СЛОВАРЯ что недавно туточки бывшего ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО (оч. серьезное и компетентное издание).
РУСАЛКА -(см. Зеленин, ЖСт. 20, 357 и сл.). Производное от др.-русск. см. образ "языческий праздник весны", "воскресение св. отцов перед троицей", "игры в этот праздник", ст.-слав. см. образ (Савв. кн.), др.-сербск. см. образ πεντηκοστή, болг. русалия "неделя перед троицей", сербохорв. см. образ ср. р. "троица", заимств. через ср.-греч. см. образ "троица" или непосредственно из лат. rosālia — то же, первонач. "праздник роз"; см. Mi. EW 283; Мурко, WuS 2, 142 и сл.; Томашек, DWA 60, 351 и сл.; Романский, JlRSPpr. 15, 127; Ягич, AfslPh 30, 626 и сл. Для русск. русалка Ягич (там же) предполагает влияние русло.
Historian Дата: 29-06-2005 / 13:37
Вот еще одна версия происхождения слова "русалка" (кроме розы и росы):
Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый". Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах... Подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу. Русалка - это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась... Но в сказках чаще всего русалки имеют классический хвост.«Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб. День деньской играли принцессы во дворце, в просторных палатках, где росли живые цветы. Раскрывались большие янтарные окна, и внутрь вплывали рыбы, совсем как у нас ласточки влетают в дом, когда окна стояли настежь, только рыбы подплывали
прямо к маленьким принцессам, брали из их рук еду и позволяли себя гладит. И у всех принцесс были дивные голоса.» (Г.-Х. Андерсон «Русалочка».) Русалки живут триста лет, а умирая, превращаются в морскую пену.
piano2net Дата: 30-06-2005 / 21:07
Цитата из словаря Даля:
РУСАЛКА ж. русавка орл. сказочная жилица вод, водяная, шутовка, лоб(п) аста сев-вост. ураьлск. водяница, берегиня; на юге русалки, мавки и майки, веселые, шаловливые создания, на сев. и вост. злые, из числа нежити; в малорос. это некрещеные дети; они наги, с распущеннымиволосами, прельщают, заманивают, щекотят до смерти, топят и пр. Ходит как русалка (о девке, нечесанная). Не все то русалка, что в воду ныряет. Русалка, вологодск. Семик. На Русалку завивают, на Троицу развивают венки (в лесу, на березе). Сар. астрах. заговенье апостольского поста или Петровок, русалкино заговенье, ниж. В Черном Яру (астрх.) в сей день девки идут все толпою с песнями на Волгу, бросать венки, провожаярусалку, чудовище, представляемое несколькими парнями, покрытыми одним парусом; впереди несут на шесте занузданный конский череп, позади идет дико наряженый погонщик. На Русалку или Семик девки крестят в лесу кукушку, кумятся, завивают венки, а на русальнице, русальной или русальской неделе, следующей за троицкой, с Духова дня (перед праздннком Пятидесятинцы), более в лес не ходят порозь, тут гуляют русалки. Русальничать, праздновать обрядами Русалку и Семик, Троицу и Духов день; гулять на все лады и пить всю всесвятскую неделю.
Ognejar Дата: 24-09-2005 / 14:38
Вообще-то праславянско-праиталийские контакты - научный факт.
В частности, понятие календ праиталики взяли у соседних (будущих) праславян.
Другое дело, что эта гипотеза требует неимоверно, на несколько тысяч лет,
состарить русальскую обрядность, на что лично у меня пока не хватает наглости.
С уважением, Огнеяр
Дом Сварога:
языческий проект http://www.pagan.ru
Круг Языческой традиции http://www.triglav.ru

